Автор Тема: д.Чухчерема  (Прочитано 6528 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн лесоруб

  • Модератор
  • Гуру
  • *****
  • Регистрация: 24 Янв 2016
  • Откуда: Архангельская обл.
  • Сообщений: 10897
  • Лайков: 210
  • Поблагодарили: 4788
  • Рейтинг: +15/-0
  • Берегите себя!
д.Чухчерема
« : 02 Мая, 2016, 21:08:29 »
Пролог

Не буду рассказывать о причинах.побудивших меня заняться (для себя) изучением истории  этой небольшой деревушки.Да это и не столь важно.
Постараюсь просто выкладывать материалы,которые были найдены мною на просторах тырнета.
Итак,лично для меня стало неожиданностью,что первое упоминание о д.Чухчерема относиться к окончанию московско-новгородской войны.
Предпосылками для окончания этой войны явились два события:
1.14 июля 1471 — Сокрушительный разгром новгородского ополчения московским войском в Шелонской битве, определило весь ход дальнейшей компании и, стало по существу крахом всей военной организации феодальной республики
2.27 июля 1471 — Победа на Двине, у устья речки Шиленьги, северной московской рати во главе с Василием Федоровичем Образцом над северной ратью князя Василия Васильевича Гребенки и воеводы Василия Никифоровича. Общая численность новгородских войск достигала, по оценке московского источника, 12 тыс. человек, московских — около 4 тыс....
После ее окончания ,11 августа 1471 года был заключён Коростынский мир между Иваном III и Новгородом Великим, по которому под власть Москвы перешли владения на Северной Двине, вплоть до устья: Емецк, Мехреньга, Ваймуга, Колмогоры, Подрядин погост, Чухчерема, Великая Курья, Кехта, Соломбала и другие



Грамота о заключении мира. Коростынский договор от 11 августа 1471 г. Фрагмент

Почему я так подробно о событиях,Дело в том,что  этот день 11 августа 1471 года -один из очень важных и памятных дней в истории нашего государства ,о котором мы практически не знаем ничего. В этот день прекратилась последняя междоусобная война.Был сделан шаг к превращению раздробленной Руси в единое государство во главе с  Москвой.Новгородские бояре,стремившиеся отделиться от Руси и перейти под власть католического короля Казимира.с которым они заключили договор,признали свое поражение в борьбе с великим князем Иваном III,за спиной которого стояла Русская земля.
Если кого заинтересует данная тема-можем поговорить....
Ну а сейчас опять к теме.
Согласно этим сведениям ,для меня стало понятно,что  эта маленькая,тихая и  уюная деревушка  имеет историю не одного века.Упоминание 1471 г.говорит о том,что в этот год она уже существовала,значит она,по возврасту, старше и может быть значительно.Но,пока, дальше этой даты в глубину времени,продвинуться не смог.
Дальше ,в этой теме,я буду стараться излагать все известное мне на сегодняшний день.Естественно.придется делать отступления,немного входить в другие темы,но без этого рассказать только об истории одного населеннного пункта невозможно...

продолжение следует....






« Последнее редактирование: 02 Мая, 2016, 21:14:28 от лесоруб »
Чтобы собраться с мыслями, надо, чтобы их было не меньше двух
Пользователи, сказавшие спасибо: Kjamus, Порядин Дмитрий

Оффлайн лесоруб

  • Модератор
  • Гуру
  • *****
  • Регистрация: 24 Янв 2016
  • Откуда: Архангельская обл.
  • Сообщений: 10897
  • Лайков: 210
  • Поблагодарили: 4788
  • Рейтинг: +15/-0
  • Берегите себя!
д.Чухчерема
« Ответ #1 : 02 Мая, 2016, 22:06:09 »
Версии происхождения названия Чухчерема (Чухчерьма)

ЧухчерЕма (топон.) — применение звука Р вместо Н: Чухченема – селение в 9 верстах к востоку от Холмогор (А.Н. Гранд.) ; село в Холмогорском районе, расположено в верховьях Северной Двины и объединяет куст из 8 деревень (д. Бор не сохранилась)
ЧухчерЁма (сущ., мн.ч.) - применение звука Р вместо Н; жители ЧухченемскАго селения в 9 верстах к востоку от Холмогор; по занятию - рыболовы (А.Н. Гранд.)

Версия №1.
Саамское наименование крупной птицы – глухаря (чуххч) закрепилось в названиях следующих объектов: речек – Чухча (в бассейне Пинеги), Чукча (на беломорском побережье), сёл и деревень – Чухченема (на Пинеге), Чухчерьма (на Двине, ранняя форма названия – Чухченема, где -нема < карельское niemi, вепсское nem’ «мыс»)

Память о народах, живших в давние времена на территории, называемой ныне Русским Севером, осталась в названиях крупных рек и озёр.
 Есть среди них названия с саамской основой чухч, в значении «глухарь». Деревня Чухчерема, расположенная на правом берегу Северной Двины (Архангельская область, ниже Холмогорской луки) получила имя от названия «глухариной местности».
 Существует версия, согласно которой топонимы с наименованием различных животных в основе, не обязательно отражали их обилие или присутствие на данной территории, а могли быть названием рода, проживающего рядом, или его тотемом.

Версия №2.
Одно из преданий о чудских жителях доносит из глубины веков, что будто бы в окрестностях Холмогор проживало семейство чудских великанов. На территории Матигор жила мать семейства, оттого и название произошло – мать-гора. На острове против Холмогор жил отец по имени Кур (Кур-остров). На соседней горе жила дочка Курья. Ещё на одном острове жил сын Ухт (Ухт-остров). На крутом двинском берегу жил другой сын, по имени Чух. А поскольку чудины по-славянски не умели «разговор вести», то пришельцы считали их немыми, то есть «чухчи немы». Оттого и название деревне, где обитал Чух со своими сродственниками дали Чухченема (сегодня Чухчерема). Таковы местные предания и легенды Холмогорской земли, к счастью сохранившиеся до наших дней.
Чтобы собраться с мыслями, надо, чтобы их было не меньше двух
Пользователи, сказавшие спасибо: Порядин Дмитрий

Оффлайн лесоруб

  • Модератор
  • Гуру
  • *****
  • Регистрация: 24 Янв 2016
  • Откуда: Архангельская обл.
  • Сообщений: 10897
  • Лайков: 210
  • Поблагодарили: 4788
  • Рейтинг: +15/-0
  • Берегите себя!
д.Чухчерема
« Ответ #2 : 03 Мая, 2016, 08:07:14 »
Чухчерема на картах Холмогорского уезда Архангельской губернии

Холмогорский уезд был образован в 1780 г. в ходе административной реформы Екатерины Второй в составе Архангельской области Вологодского наместничества, в 1784 г. преобразованного в самостоятельное Архангельское наместничество (с 1796 г. губерния). Административным центром уезда был город Холмогоры (некогда село с тем же названием, первоначально Колмогоры, Колмогорский городок) известный с XIV века.

План мест, прилежащих к Куростровской волости, где родился г. Ломоносов» И.Лепехина (1788 г.), адаптированный Яблоковым В.М.



фрагмент нетопографической карты Холмогорского уезда Архангельской губернии из Российского атласа 1767-1796 годов, масштаб не указан. Карта времен межевания.



фрагмент нетопографической карты Холмогорского уезда Архангельской губернии, из Атласа Российской Империи за 1800 год, масштаб не указан.
Карта времен межевания.



А вот на частично топографической карте Холмогорского уезда 1821 года д.Чухчерема,почему то, не указана.Причина,пока не известна



А на карте 1 благочиния Холмогрского уезда Архангельской епархии 1890 г.,она вновь обозначена.



Чтобы собраться с мыслями, надо, чтобы их было не меньше двух
Пользователи, сказавшие спасибо: Порядин Дмитрий

Оффлайн лесоруб

  • Модератор
  • Гуру
  • *****
  • Регистрация: 24 Янв 2016
  • Откуда: Архангельская обл.
  • Сообщений: 10897
  • Лайков: 210
  • Поблагодарили: 4788
  • Рейтинг: +15/-0
  • Берегите себя!
д.Чухчерема
« Ответ #3 : 03 Мая, 2016, 11:06:25 »
Еще одна страничка Чухчеремы (Чухченемы) тесно переплетенная с историей всего нашего края.

Никонов Яков Петрович

[1746(?), Чухченемская вол. Холмогорской округи Двинского у. — 25(?).04.1819, Архангельск]

Городской голова Архангельска в 1799-1802,1808-1811 и с 1817 по 25 апреля 1819 г.
Архангельский купец 3-й, затем 2-й и 1-й гильдии.
Родился в семье крестьянина (по данным провинциального некрополя, в духовном звании, отец, по одним данным, был иконописцем, по другим — старожил).
Имел дом, купленный у советника Александра Зубкова, пивоваренный завод и лесопильную мельницу в Великоустюжском уезде.
В 1782 г. записался в посад и архангельское купечество.
Имел два дома: один в городе, другой «по наследству от прародителей» в Чухченемской волости с пахотными и сенокосными землями.
Вёл оптовую торговлю хлебными припасами и разными товарами.
Из своих средств оплачивал службу городского писаря.
В 1814 г. был депутатом от архангельского общества в Петербурге для участия в празднике Сретения у императора Александра I.
Построил Ильинскую церковь на Быку (нынешний кафедральный собор).
В 1786 г. объявил капитал 10 100 рублей.
В браке с Евфимпей Калиновной Шубной (1756 -после 1819), дочери крестьянина Ровдогорской волости Холмогорского уезда, имел двух сыновей: Аполлона и Валериана — и трёх дочерей.
Похоронен на городском кладбище при входе в Ильинскую церковь

Для начала:
Волость - - административно-территориальная единица в России до начала XX в. В Древней Руси - вся территория княжеского владения. Слово " волость " соответствовало понятиям " земля ", " область ", "страна". Позднее волость - небольшая административно-территориальная единица, возникшая на основе крестьянской общины. С 1861 г. - единица сословного крестьянского управления. После Февральской революции - единица всесословного самоуправления. Упразднена в 1923-1929 гг.

Уезд— административно-территориальная единица в России с XIII в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Управлялся княжескими наместниками, с начала XVII в. — воеводой. С начала XVIII в. входил в состав губернии, с 1775 г. низшая административная, судебная и финансовая единица. Полицейско-административная власть осуществлялась исправником. В СССР преобразованы в районы в 1923 — 1929 гг.

Так вот.Уроженец Чухченемской волости Никонов Яков Петрович. был городским головой (совр.мэр) Архангельска.Причем избирался на эту должность три раза.

 В краткой биографии этого человека говорится о том.что он построил Ильинскую церковь на Быку (нынешний кафедральный собор).
Отвлечемся немного от основной темы.
Основанием для постройки Свято-Ильинского собора следует считать Указ 1723 года, изданный Сенатом и запрещавший погребение внутри городов. Эта мера была обусловлена частыми эпидемиями и вошедшими в историю "чумными бунтами".

об истории чумных бунтов http://www.proza.ru/2015/12/02/110

11 августа 1806 г. в храм Ильи про попала молния, разгоревшийся пожар полностью уничтожил храм. Граждане города приняли решение построить на месте сгоревшего два новых храма.

Памятуя об этой трагедии, архангельский купец Иаков Петрович Никонов строит летний храм с престолами во имя свв. Пророков Божиих Илии и Елисея. Сооружение этой церкви продолжалось с 1807 по 1809 год. Освящена она была в том же 1809 году Преосвященным Парфением, Епископом Архангельским и Холмогорским Несколько позже, в 1845 году, к ней пристроен придельный теплый храм иконы Божией матери "Всех скорбящих радосте", и тогда же освящен епископом Варлаамом.



Ныне Ильинский собор является кафедрой епископа Архангельского и Холмогорского и по-прежнему один из крупнейших храмов г. Архангельска. Находится храм на Ильинском кладбище, закрытом с 1977 года.
На самом кладбище похоронены городские головы и губернаторы, военнослужащие, купцы, потомственные почётные граждане, представители духовенства, учёные. На кладбище несколько мемориалов — погибшим в годы Великой Отечественной войны летчикам, погибшему экипажу судна «Березина» (1975), погибшим морякам траулера
«Метрострой» (1979)
По словам исследователя архангельских захоронений Алексея Морозова кладбище считается бесхозным и заброшенным, книг с участками и фамилиями умерших не осталось. Искать могилы на этом кладбище сложно, более половины уже фактически утрачены.
Журналист Геннадий Петров в 2014 году отмечал «Некоторые места кладбища труднодоступны, туда можно добраться только весной, когда нет зелени. Летом некрополь утопает в листве, и большинство могил закрыты кустами и ветками»

Ну и последнее по Ильинскому собору,построенному на Быку.Почему именно  "на Быку"?
Оказывается, что название происходит от деревни Бык
Бык - старинное название микрорайона, расположенного южнее ул. Смольный Буян. Название Бык (позднее 'Загородный квартал на Быку') фигурирует в истории города с давних пор. Связано с названием деревни Бык, находившейся при въезде в город. По имени деревни (Быковская) называлась и судостроительная верфь, основанная купцом Никитой Крыловым.

Овсянкин Е.И., Имена Архангельских улиц. Часть 2. Топонимия города.

история собора здесь http://drevo-info.ru/articles/16290.html


Чтобы собраться с мыслями, надо, чтобы их было не меньше двух
Пользователи, сказавшие спасибо: Порядин Дмитрий

Оффлайн Порядин Дмитрий

  • Мастер
  • ******
  • Регистрация: 02 Мар 2015
  • Откуда: Архангельск
  • Сообщений: 912
  • Лайков: 1
  • Поблагодарили: 215
  • Рейтинг: +8/-0
д.Чухчерема
« Ответ #4 : 03 Мая, 2016, 19:23:44 »
На самом кладбище похоронены городские головы и губернаторы, военнослужащие, купцы, потомственные почётные граждане,
там же погребён степан григорьевич писахов. от главного входа направо метров 30

Оффлайн лесоруб

  • Модератор
  • Гуру
  • *****
  • Регистрация: 24 Янв 2016
  • Откуда: Архангельская обл.
  • Сообщений: 10897
  • Лайков: 210
  • Поблагодарили: 4788
  • Рейтинг: +15/-0
  • Берегите себя!
д.Чухчерема
« Ответ #5 : 03 Мая, 2016, 19:28:12 »
там же погребён степан григорьевич писахов

Теперь  буду  знать  thank
Чтобы собраться с мыслями, надо, чтобы их было не меньше двух

Ferapont

  • Гость
д.Чухчерема
« Ответ #6 : 03 Мая, 2016, 21:54:14 »
люблю критиков, ловил там на каменных грядах язей неплохих, и летом поеду, вояж повторю...Что сделать, рыбалку я с детства люблю! Лишь критиканы шипят вслед похабно, но...это приятно и ЭГУ усладно...Видать, я замечен, не зря жизнь проходит, и лишь горизонты всё дальше уходят...
« Последнее редактирование: 04 Мая, 2016, 10:47:52 от Ferapont »

Оффлайн Порядин Дмитрий

  • Мастер
  • ******
  • Регистрация: 02 Мар 2015
  • Откуда: Архангельск
  • Сообщений: 912
  • Лайков: 1
  • Поблагодарили: 215
  • Рейтинг: +8/-0
д.Чухчерема
« Ответ #7 : 04 Мая, 2016, 06:56:15 »
Ferapont,
и что там по ссылке? почтовый индекс и название деревни?бесполезная информация

Оффлайн лесоруб

  • Модератор
  • Гуру
  • *****
  • Регистрация: 24 Янв 2016
  • Откуда: Архангельская обл.
  • Сообщений: 10897
  • Лайков: 210
  • Поблагодарили: 4788
  • Рейтинг: +15/-0
  • Берегите себя!
д.Чухчерема
« Ответ #8 : 04 Мая, 2016, 07:25:46 »
и что там по ссылке? почтовый индекс и название деревни?бесполезная информация

Не совсем.Там есть три фото достопримечательностей современной Чухчеремы.о которых ,в последствии, постараюсь  рассказать подробнее.

« Последнее редактирование: 04 Мая, 2016, 18:22:24 от лесоруб »
Чтобы собраться с мыслями, надо, чтобы их было не меньше двух

Оффлайн лесоруб

  • Модератор
  • Гуру
  • *****
  • Регистрация: 24 Янв 2016
  • Откуда: Архангельская обл.
  • Сообщений: 10897
  • Лайков: 210
  • Поблагодарили: 4788
  • Рейтинг: +15/-0
  • Берегите себя!
д.Чухчерема
« Ответ #9 : 04 Мая, 2016, 08:03:57 »
А пока еще одно переплетение историй.Отвлекусь от основной темы .
Как было сказано,Никонов Яков Петрович.городксой головау,роженец Чухченемской волости,состял в браке браке с Евфимпей Калиновной Шубной (1756 -после 1819), дочери крестьянина Ровдогорской волости Холмогорского уезда.Д.Ровдино (Ровдогоры) совсем недалеко от д.Чухчеремы.Естественно,для себя, захотелось узнать,чем памятна эта деревушка.история которой тоже насчитывает несколько веков.
В Двинских грамотах XV века упоминается Ровдина Гора. Как название данного селении правильно – неизвестною В музее М.В. Ломоносова рассказывают, что правильно будет Ровдогоры, отсюда и названия: Ровдогорская библиотека, или, например, ровдогорец. Но и у Аркадия Грандилевского и у Александра Морозова написано – Ровдина гора.

В Ровдиной Горе жили наилучшие бондари. У Александра Морозова написано «до нас дошли даже имена Ровдогорских мастеров конца XVII- начала XVIII веков, исполнявших заказы Холмогорского архиерейского дома. Так, например, у ровдогорца Ивана Фёдорова Галушина было куплено пять бочек лиственничных пивных по 2 алтына за бочку (алтын – 3 копейки). В 1695 году ровдогорец Маргко Яковлев сын Глупышев делал по подряду в дом архиерейский «из своего доброго сухого леса» тридцать сосновых бочек «под рыбу» на мурманское становище. Уплачено ему за работу и лес «по восьми денег за бочку» (деньга – полкопейки)

подробности истории Ровдино (Ровдогор) http://sacradamus.ru/kholmogorsky_region/iz-istorii-derevni-rovdino-rovdogory.html

http://www.isles.ru/depository/parish/parish_history.php?id=386
 
Мы все знаем Вавчужскую судоверфь Бажениных,которую трижды посещал государь Петр I.
А вот то.что подобная судоверфь была и в Ровдогорах (Ровдино),лично для меня стало неожиданностью.

А ведь в историю судостроения золотыми буквами вписано имя русского мастера-корабела Степана Тимофеевича Негодяева-Кочне-ва. Выходец из простого народа особых успехов добился в создании гукоров, флейтов и пинков. Сначала он работал на верфях известных в Беломорье судопромышленников братьев Блажениных, Поповых, Свешниковых, Неделина и др. В 1782 г. он приобрел собственную верфь в деревне Ровдогоры Холмогорского уезда. Характерными особенностями судов, которые создавал мастер, были: изящество конструкции, хорошие мореходные качества и великолепные пропорции

В Ровдиной Горе в 1700 году возникла кораблестроительная верфь Негодяевых. Родоначальник фамилии Василий слыл зажиточным земледельцем. Его сын Иван (1645-1717) наряду с сельским хозяйством занимался тресковым и палтусовым промыслом. Суда, небольшие лодки изготовляли сами. У внука Ивана Васильевича – Матвея Гавриловича (1717 – 1788) судостроение было на главном месте. Его сын Степан Матвеевич (1739 – 1828) был также связан с судостроением и мореплаванием. Степан Матвеевич родился в 1739 году в деревне Даниловской на Чюркиной горе Ровдогорской волости. С 1770 по 1790 года он работал корабельным мастером на Вавчугской верфи у купцов Бажениных. Он получил прозвище Кочнев. Иностранные купцы, заказывающие постройку торговых судов, оговаривали, чтобы «Корабль или судно строено было мастером Степаном Негодяевым-Кочневым.

попдробности http://sacradamus.ru/kholmogorsky_region/iz-istorii-derevni-rovdino-rovdogory.html

неминого о  кораблях,которые строились на Ровдогорской верфи:

Пинк



Пинк - небольшой корабль, созданный для перевозки грузов и охраны небольших конвоев. Несмотря на то, что вооружения пинка слабое, а команда - небольшая, пинк специально сконструирован как для торговли, так и для сражений, и многие капитаны ценят пинк за его скорость и маневренность. Небольшие размеры пинка не позволяют ему совершать дальние морские плавания.
Хит-пойнты: 800
 Скорость: 9.0
 Маневренность: 55
 Грузоподъемность: 400
 Макс. Команда: 40
 Мин. Команда: 15
 Всего орудий: 9
 Макс. калибр: 12

Флейт



Изначально флейт был датским торговым судном, ценимым за свою прочность и надежность. Датские мореплаватели часто посещали на этих кораблях Индию и Японию. Несмотря на то, что корабль был достаточно прочным и большим для дальних плаваний, использовать его в военных целях неразумно. Флейт хорош в качестве торгового корабля, ибо по размеру трюма и прочности корпуса соперника флейту в его классе найти трудно.
Хит-пойнты: 3200
 Скорость: 7.0
 Маневренность: 20
 Грузоподъемность: 1900
 Макс. Команда: 180
 Мин. Команда: 30
 Всего орудий: 24
 Макс. калибр: 16

Гукор



У гукора существовало несколько вариантов названия — галиот, гукар, гукер, гуккер, гукр. Технологию постройки судна разработали голландские мастера. Корабль имел две мачты — грот и бизань. Если он использовался в промысловых целях, мачту ставили одну. Грузоподъемность составляла 60—200 т.

Кстати,еще одна взаимосвязь историй.....

В 1727 г. отец М. В. Ломоносова одним из первых на Двине построил себе «новоманерный» корабль модели «гукор» . По воспоминаниям современников тех лет, Василий Дорофеевич «промысел имел на море по Мурманскому берегу и в других промысловых местах для ловли рыбы трески и лалтосины на своих судах, из коих одно время имел не малой величины гукор (или галиот) с корабельной оснасткой».Носил корабль имя "Чайка".
«Чайка» была вместительным судном, грузоподъемностью ~86 т. Его длина по килю составляла 15,5 м, ширина — 5,2 м, осадка — 2,4 м, длина грот-мачты — 14,6 м, стен-мачты — 8,2 м.

« Последнее редактирование: 04 Мая, 2016, 18:26:07 от лесоруб »
Чтобы собраться с мыслями, надо, чтобы их было не меньше двух

Оффлайн лесоруб

  • Модератор
  • Гуру
  • *****
  • Регистрация: 24 Янв 2016
  • Откуда: Архангельская обл.
  • Сообщений: 10897
  • Лайков: 210
  • Поблагодарили: 4788
  • Рейтинг: +15/-0
  • Берегите себя!
д.Чухчерема
« Ответ #10 : 05 Мая, 2016, 05:33:24 »
Решил сюда перенести ранее размещенный в другой теме  материал.Как мне кажется.он здесь более уместен...Надеюсь,модератор меня правильно поймет.

источник:http://arkhangelsk.livejournal.com/502239.html

ПОЧЕМУ ТАК НАЗВАНЫ?

Пур-Наволок — место основания Архангельска, чудско-русского происхождения. Племена чуди, жившие на просторах Беломорского Севера, представляли собою ряд финско-угорских племен или их групп. Каждое племя говорило на своем диалекте. В карело-финской лексике слово пур сохранилось до сих пор в значении ручей. В чудском языке Пур-Наволок носил имя Пурниема, или Пурниеми, от карельского нема или финского ниеми — мыс. Название, следовательно, обозначало ручьевой мыс (по-северному, нос). Наволок — старое русское слово, обозначающее мыс, луговой мыс. Почему первые русские поселенцы оставили непереведенной первую часть названия — остается загадкой.

Не исключено также, что название оставили саами. В этом случае оно звучало бы порнъярк, где пор — отрог хребта с острым гребнем, а нъярк — мыс. Тогда название переводится как гребневый мыс.

Соломбала— важный промышленный район Архангельска

Название Соломбала происходит от карельского слова соленба и в переводе на русский означает топкий, болотистый, грязный остров. Некоторые же считают, что Соломбала — сочетание двух саамских слов: суоло — остров и ломпь — болото, что означает болотный остров. Название было перенесено и на поселение. Вначале оно звучало по-русски как Соломпа, потом п озвончилось — стало Соломба. А окончание ла в языках финской группы указывает на поселение. Однако среди северян широко распространена легенда, связывающая происхождение этого названия с именем Петра I. Легенда рассказывает, будто царь, находясь в Архангельске, давал на острове бал по случаю спуска на воду первого корабля и, чтобы грязь не мешала гостям, приказал застелить его соломой. От слов солома и бал якобы и произошло название Соломбала.


Кузнечиха — название микрорайона Архангельска и правого рукава дельты Северной Двины. Легенда о слободе кузнецов, когда-то находившейся здесь, существует до сих пор. Но это только легенда. Кузнечиха с момента ее основания была преимущественно солдатским поселением.

Название Кузнечиха появилось в начале первого тысячелетия нашей эры — название чудское и звучало как Кузмеча. В современных языках финнов, карелов и вепсов куз — ель, а меча или меч — лес. Замена звука м на н в слове меча произошла по неписаным правилам русского языка. Кузмеча (Кузнеча) означает — еловый лес, ельник. Впоследствии к слову прибавили иха — русское окончание женского рода.

По имени поселений стали называться и некоторые рукава дельты Северной Двины — Кузнечиха, Маймакса, Корабельное.

Смольный Буян. В старину на Руси буянами назывались речные пристани для выгрузки товаров. Обычно они имели крытые амбары для хранения и сортировки грузов. Нередко тут же производилась купля-продажа товаров.

Смольным Буяном называется одна из улиц Архангельска и место на правом берегу Северной Двины около моста через нее. Это название имеет историческое происхождение. В XVII—XIX веках вывоз смолы занимал важное место во внешней торговле России.

Центром производства смолы был Вельск. Недаром в гербе этого города изображалась бочка со смолой. По Ваге и Северной Двине смолу доставляли к Архангельску. В XVII веке в двух верстах выше города возникла речная пристань, которая по роду перерабатываемого здесь товара стала называться Смольным Буяном. Спрос на русскую смолу за границей постепенно прекратился, пристань утратила свое былое значение, а название осталось и живет до сих пор.

Майская горка. Название места в Ломоносовском районе Архангельска, где при царизме проводились нелегальные маевки и собрания. Однако название это возникло задолго до начала пролетарского этапа революционного движения в России. Издавна в Архангельске существовал обычай встречать лето первомайскими пикниками. Любимым местом для подобных гуляний в конце XVIII — первой четверти XIX века был небольшой полукруглый пологий холм при въезде в Архангельск по Большому тракту (он же Петербургский или Столичный тракт). Именно в честь этих гуляний холм и получил название Майская горка.

Кегостров. Слово кег по-карельски означает подверженный разрушению. Действительно, весенними разливами Северной Двины Кегостров постепенно размывается, уменьшается в размерах.

Еще в XVII веке расстояние между правым берегом Северной Двины и Кегостровом не превышало 500 метров. Известный полярный исследователь Ф. П. Литке свидетельствует о том, что в начале XIX века он встречал в Архангельске старожилов, которые помнили, как между городом и Кегостровом разговаривали «с голосу на голос». Сейчас же между центром Архангельска и Кегостровом не менее двух километров.

В XVIII — первой половине XIX века на Кегострове был прекрасный сосновый бор, служивший местом отдыха для жителей центральной части Архангельска в воскресные и праздничные дни.

Бакарица — название местности на Левом берегу в черте города, железнодорожной станции и участка морского порта. Название претерпело большие изменения, прежде чем приобрело современное русское звучание.
Все пространство левого берега Северной Двины от нынешнего канифольного завода до гипсового (до Дамбы) называлось Пайкка йарв, от финского пайкка — местность, место и йарв — озеро. Следовательно, по-русски это означало — озерная местность или просто озерное. Со временем буква п озвончилась в б, й и в выпали и получилось Баккар (Бакар) с присоединением русского окончания ица. Поскольку речь идет о местности, отсюда и женский род.

Цигломень — название поселка в Исакогорском районе Архангельска. В старинных грамотах Цигломень называлась Циглоним. Впоследствии Цигло (Чигло) претерпело изменения в звучании и значении.

Некоторые исследователи считают, что название произошло от древ-нефинского Чиглониеми, что означало крыло невода. Другие считают, что такая интерпретация Цигломени сомнительна. Весь мыс (нос) от Цигломени до Глинника и дальше к морю имеет форму крыла. Первоначально весь мыс и назывался Цигломенью. Позднее это название перешло на поселение. В вепском языке живут слова сунг — крыло и нем — мыс. Поселение называли Сунгламень, затем Цугломень и Цигломень, что в переводе на русский язык означает Крыло-нос или Крылово.

Варавино — один из новых микрорайонов Архангельска в верхней расти города. Микрорайон стал называться так по имени деревни, которая была здесь. Это русское название происходит от фамилии первожителя. Возникло оно не раньше XV века. В архангельском диалекте варава или варовый значило живой, бойкий, ловкий.

Жаровиха — место строительства многих промышленных и транспортных объектов выше поселка лесозавода №2 «Красный Октябрь». Название взято у деревни, которая издавна здесь существовала. Жаровиха — значит журавлиное. В архангельском диалекте журавля называли жарав. Окрестности Жаровихи в старину были благодатным местом для журавлиного обитания, поскольку журавль гнездится на болоте, а кормится по сухим местам.

Уйма — село и местность на правом берегу Северной Двины, примыкающие с южной стороны к Архангельску. Уйма в переводе с чудского означает наносная земля.

Юрос — название реки в пригороде Архангельска и место отдыха горожан. В последние годы на Юросе развернулось строительство индивидуальных дач. Название реки тоже чудского происхождения и в пере-воде на современный русский язык значит светлая река.

Лявля — местность и группа населенных пунктов, расположенных по правому берегу Северной Двины выше Уймы. В переводе с языка древних жителей этих мест — чуди — означает тяжелая вода.

Соловецкие острова — саамо-русская тавтология (островные острова). На языке саами слово соло произносилось и произносится как суоло, что значит остров. Однако в архипелаге только самый большой остров называется Соловецким, остальные же имеют свои имена, в том числе и чисто русские (Заяцкие, Песьи, Сенные, Парусный).

Южная оконечность острова Соловецкий — мыс Печак — тоже названа на языке саами и в переводе на русский обозначает мыс Сосновый.

В современном произношении обрусевшее имя — Соловки — несет в себе неповторимое притягательное звучание.

Холмогоры. Гипотез происхождения названия Холмогор около десяти, и все они имеют в виду конкретное поселение на Северной Двине. Наиболее убедительными нам кажутся доказательства, что это название чудского происхождения. Чудское Колме маа (три земли) — понятие о трех сушах: два берега Северной Двины и остров между ними, то есть пространство (местность), лежащее между Матигорами и Чухчеремой с островом в середине. Остров между коренными берегами Северной Двины в далеком прошлом был единым целым, а размыв его произошел позднее. Письменные источники XII — начала XIV веков, дошедшие до нас, говорят о том, что направлялись они в Матиторы на Колмогорах или Ухтостров на Колмогорах. Куст поселений, состоявший из трех новгородских посадов: Глинского, Никольского, Ивановского и двух чудских посадов: Курского (Курцево), Падрокурского и получил имя Колмогоры. Произошло это в 1328 году. Третье поселение — деревня Качково так и осталась особняком до конца своего существования, до начала XVII века. Колмогоры впервые названы Холмогорами в 1692 году в «Актах Холмогорской Епархии».

Каргополь. Относительно происхождения этого названия существует несколько предположений. Долгое время наименование города писалось раздельно — Карго поле, Каргу полю, на Карго поле. Такое раздельное написание неоднократно встречается в переписях XVI—XVIII веков. Это свидетельствует о том, что название города образовалось из двух слов, последнее из которых славянское слово поле. Происхождение же первого до сих пор нельзя считать выясненным.
Наиболее распространенным является мнение, что название города чудского происхождения. В X веке новгородские ушкуйники приплыли к истоку реки Онеги. На левом ее берегу они увидели небольшое чудское поселение. Местность, окружавшая селение, на местном языке называлась Каргун-Пуоли, что означает страна медведя. Новгородцы основали здесь свое поселение, дав ему название — Каргополь.

Некоторые исследователи считают, что наименование города греческого происхождения карг-о-полис — корабельная пристань. Другие же считают, что название Каргополь образовалось из двух слов: финского кар, или карго, значение которых не установлено, и славянского слова поле. Среди северян также бытует мнение о том, что город назван так в связи с тем, что район, где он стоит, изобилует воронами, местное наименование которых карга. Отсюда Каргополь — это воронье поле.
« Последнее редактирование: 05 Мая, 2016, 06:01:55 от лесоруб »
Чтобы собраться с мыслями, надо, чтобы их было не меньше двух

Оффлайн лесоруб

  • Модератор
  • Гуру
  • *****
  • Регистрация: 24 Янв 2016
  • Откуда: Архангельская обл.
  • Сообщений: 10897
  • Лайков: 210
  • Поблагодарили: 4788
  • Рейтинг: +15/-0
  • Берегите себя!
д.Чухчерема
« Ответ #11 : 05 Мая, 2016, 05:35:08 »
Продолжим по теме:

Николаевский Чухченемский монастырь.


Николаевский Чухченемский монастырь располагался в 10 верстах от Холмогор и являлся одним из четырех старейших обителей нижнего Подвинья ( Успенский Лявленский, Михайло-Архангельский, Николо-Корельский, Николаевский Чухченемской монастыри основаны не позднее второй половины XIVвека). Чухчемский был мирским монастырем, он основан жителями Холмогорского уезда. Монастырь был построен в конце XIV века миром нескольких отдельных волостей, которые дали ему для содержания несколько участков земли, и это было сделано, как позднее объясняли крестьяне: «для царского богомолия и душевного своего спокойствия и на поминок родителей своих и для постригания безвкладных нищих, нуждных людей, которые, ходя по миру, скитаются» (Архангельские Губерн. Ведом., 1870, № 70; Ефименко, Материалы для истории поземельн. влад. в Архан. губернии).
Несмотря на близость к административному центру Подвинья – Холмогорам монастырь всегда оставался небогатым. Возможно в начале он был самостоятельным. Сохранились в государственных архивах всевозможные грамоты о деятельности этого монастыря, а также на основе их проведены исследования разными историками.
На протяжении длительного времени его земельные и промысловые владения формировались за счет вкладов и покупок, обменов у крестьян и посадских людей Холмогор, Чухченемской, Великокурейской, Ровдогорской, Ухтостровской волостей. Значительный крепостной архив Николо-Чухченемского монастыря (свыше 100 пергаменных грамот) отразил интересные местные традиции деловой письменности, развитые формы частного поземельного акта, любопытные черты внутреннего устройства мирской обители (институт "чернецких” и церковных старост и т.п.
К XVII веку усиливается влияние на Севере Троице-Сергиевой Лавры. В 1611-1613 гг вотчиной столичного монастыря и становится Чухченемский монастырь. К моменту приписки земельный надел Чухченемского монастыря был небольшой, включая 13-15 малодворных деревень и не более 22 дворов всего. К 1678 г. состав деревень практически не изменился, да и число дворов не сильно возросло - их стало 29 . В научной литературе утвердилось мнение, что приписка к Троице-Сергиеву монастырю оборвала последние связи Николаевской обители с окружающим ее волостным миром (исследователи М.А.Островская, Н.Н.Покровский, А.И.Копанев). Мысль эта имеет под собой основание. Действительно, многое меняется в самом характере документации Чухченемского монастыря после включения в состав Троицкой корпорации. Чухченемские акты теряют присущую им в ХV в. (в меньшей степени ХVI в.) самобытность - пергамен в качестве материала для письма, наличие свинцовых вислых печатей, упоминания о чернецких и церковных старостах, да и особенности самих поземельных сделок, которые совершались раньше. Но сами поземельные связи жителей края с Чухченемским монастырем все же сохранялись и после его включения в состав Троицкой корпорации. За 1616-1635 гг. известны факты передачи холмогорцами по вкладам, закладам, обменам своих "вотчинных деревень” ( то есть участков ), "орамых земель”, пожен, дворов, изб, разной движимости. Вклады эти по-прежнему мотивировались желанием быть погребенным в "доме Живоначальной Троицы и чудотворца Николы на Чухченеме” или поступить туда в слуги. В 1681 г. монастырь приписан к архиерейскому дому новоучрежденной Холмогорской епархии.
Конечной степенью развития Николо-Чухченемского монастыря к середине ХVIII в. стало его превращение в село Никольское, в церкви которого А.А.Шахматов еще в 1909-1911 гг. видел "старинные тетрадки”, летописи и грамоты. После 1764 года названия монастыря в отчетах епархии не появляется, что говорит о преобразовании его в Никольский Чухченемский приход. Список приходских священников в памятной книге прихода был начат с того же 1764 г. До 1837 г. приход не был самостоятельным, а вместе с соседним Чухченемским Ильинским составлял один приход с двуклирным причтом.
При составлении описей монастыря в 1611 и 1615 г.г. в нём было две деревянные церкви: одна холодная во имя свт. Николая и другая теплая с трапезой и папертью в честь первомученика и архидиакона Стефана. Судьба Стефановской церкви неизвестна. Николаевская в 1629 г. была заменена новой в честь того же святого и освящена 22 мая 1631 г. Затем, по благословению архиепископа Афанасия, в 1689 г. была устроена церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, существовавшая до 1850 г. Вместо Введенской церкви построили новую и, с разрешения Преосвященного Варлаама, переименовали её в честь свт. Николая Чудотворца, т.к. старая Николаевская церковь за крайней ветхостью к тому времени была уже упразднена. В 1872 г. вместо упраздненной Никольской была устроена новая церковь в честь того же святого, а церковь, переименованная из Введенской в Никольскую, стала опять называться Введенской.
К приходу была приписана церковь в д. Вавчуге, в 7 верстах от приходских храмов. В этой деревне по воле императора Петра I, посетившего её в 1693 г., была устроена первая в России коммерческая верфь. Здесь же в 1708-1710 г.г. владельцем первой корабельной верфи в Вавчуге купцом Никифором Бажениным устроена каменная церковь. Тем же купцом пожертвован церковный капитал в 1500 руб. В церкви два престола: главный в холодном храме во имя св. Иоанна Предтечи и придельный - в теплой трапезе - в честь свт. Иоанна Златоуста. Первоначально эта церковь считалась домовой для её строителей, а впоследствии со всем имуществом перешла в епархиальное ведение.
Церковно-приходская школа, общая с Чухченемским Ильинским приходом, открыта в ноябре 1891 г. Учительница - выпускница епархиального женского училища девица Лариса Сидорова.

Масштаб вотчины Николо-Чухченемского монастыря в ХVII в. вполне соотносим с параметрами и Николаевской Чухченемской волости в конце ХVIII в., являвшейся одной из мелких волостей Подвинья, в которой исследователи отмечали 14 поселений и 67 дворов .


Ссылки.
-Чухченемский Николаевский приход//Православные приходы и монастыри Севера.
-М. Черкасова. КРVIIНАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ ВОТЧИНА В РОССИИ КОНЦА ХVI - ХVII ВЕКА (По архиву Троице-Сергиевой Лавры).
- А. Папков. Приходская жизнь в древней Руси.
Чтобы собраться с мыслями, надо, чтобы их было не меньше двух

Оффлайн лесоруб

  • Модератор
  • Гуру
  • *****
  • Регистрация: 24 Янв 2016
  • Откуда: Архангельская обл.
  • Сообщений: 10897
  • Лайков: 210
  • Поблагодарили: 4788
  • Рейтинг: +15/-0
  • Берегите себя!
д.Чухчерема
« Ответ #12 : 05 Мая, 2016, 05:51:55 »
В начале 80-х годов я бывал около одной из оставшихся церквей.У Веденской или Никольской -не могу точно сказать..Мы там,признаюсь,вкушали водочки.Сами понимаете,не до исследования и изучения было дело.Помню,что заглядывал внутрь здания в окно,через рабитое стекло.Видел остатки зерна.рассыпаного по полу.Видимо,церковь (вернее ее помещение) использовалась то ли под амбар,то ли под какие то другие сельскохозяйственные нужды.
Некоторое время спустя услышал,что эта церковь сгорела.Причина возгорания точно не известна.Может дети,может выпивающие,а может что то другое.Теперь это уже не важно.
В своих поисках в нете,  нашел много фотографий  церквей этой местности,а вот фото Никольской и Веденской церквей существует,пока, одно,да и то с очень далекого расстояния.

« Последнее редактирование: 05 Мая, 2016, 06:04:19 от лесоруб »
Чтобы собраться с мыслями, надо, чтобы их было не меньше двух

Оффлайн лесоруб

  • Модератор
  • Гуру
  • *****
  • Регистрация: 24 Янв 2016
  • Откуда: Архангельская обл.
  • Сообщений: 10897
  • Лайков: 210
  • Поблагодарили: 4788
  • Рейтинг: +15/-0
  • Берегите себя!
д.Чухчерема
« Ответ #13 : 06 Мая, 2016, 15:52:15 »
Отвлечемся немного.
Для чего нужны были монастыри?

Монастырь  с те времена  строился при содействии целого общества, городского или сельского.
Монастырь был нужен городу и сельскому округу, чтобы обывателям было где постричься в старости и при смерти и «устроить душу» посмертным поминованием. Из одной грамоты 1582 г. узнаем, что на Северной Двине близ Холмогор был «убогой» монастырь, о котором крестьяне тамошней Чухченемской волости показали, что у него было 14 деревенек, что тот монастырь строили и деревни к нему «подпушали и прикупали» их прадеды и деды и отцы, проча его себе и своим детям и внучатам «на постригание и на поминок»; монастырем и его деревнями заведовали они же, волостные крестьяне, и монастырскую казну держали у себя в волости. Казна такого монастыря составлялась преимущественно из вкладов за пострижение и помин души и также обращалась на приобретение недвижимых имуществ с разными доходными угодьями и заведениями.
Чтобы собраться с мыслями, надо, чтобы их было не меньше двух

Оффлайн лесоруб

  • Модератор
  • Гуру
  • *****
  • Регистрация: 24 Янв 2016
  • Откуда: Архангельская обл.
  • Сообщений: 10897
  • Лайков: 210
  • Поблагодарили: 4788
  • Рейтинг: +15/-0
  • Берегите себя!
д.Чухчерема
« Ответ #14 : 06 Мая, 2016, 16:08:53 »
При упоминании Николаевского Чухченеммского монастыря,говорится ,что к приходу была приписана церковь в д. Вавчуге, в 7 верстах от приходских храмов.

Поговорим об этой знаменитой.некогда,на всю Россию деревушке

    Паронимы. 1. сл.А.О.Подвысоцкого: “1)Вачужня – пасущееся близ чума стадо оленей. Отсюда вачегать – пасти стадо оленей; вачужник, вачажной олень (также гоновод) – вожак, передовой олень в стаде, который водит, или, по местному выражению, гоноводит, стадо (Мез.); 2)Вачная белка, Вашка – не дошлая, ещё рыжеватая, не выкуневшая до серо-голубоватого (бусовово) цвета белка. Отсюда вачиться (говорят: белка вачится, т.е. доходит шерстью, скоро выкунеет, побусеет (Мез.)”.
    2. сл.В.Даля: “Вачуга - жен., архан. притон, привал, стойбище для ездовых оленей. Вачужня жен. стая оленей у самоедов, при чумах, шалашах. Вачужник муж., архан. коновод вачужни, бык, олений самец. Вачажный олень, в диком и ручном стаде, вожак, передовой. Вачужить, быть вачажным. Вачегать, быть пастухом при оленях, дозорить, дозирать их”.
     С.п. Для этимологии исследуемого названия могут подойти саамские слова вавн в значении “светлый” и чинглес в значении “глубокий”. Первоначальный вариант основы топонима восстанавливается как озеро Вавнчинглес, что в переводе с саамского означает озеро “Светлое Глубокое”.
    Кроме того, основу можно сравнить с саамскими словами вайвиш в значении “вершина горы” и вайкес в значении “сквозной, бездонный”.
    Возможно, первоначальное название было сложносоставным, поэтому в качестве второй части могли применяться саамские слова чинглес в значении “глубокий” и, часто встречаемое в названиях здешних мест, слово чухч в значении “глухарь”.
    С их помощью можно составить следующие комбинации: озеро Вайвишчинглес, озеро Вайкесчухч и озеро Вайвишчухч.
    В первом случае перевод с саамского будет звучать как озеро “с Вершиной Горы Глубокое”, во втором – озеро “Бездонное Глухариное” и в третьем – озеро “с Вершиной Горы Глухариное”.
    Последний вариант – озеро Вайвишчухч, наиболее близок к современной форме и на этом основании требовал меньше фонетических изменений, в сравнении, с двумя предыдущими.
    Тем более, что гора на озере имеется, так как один из островов на озере называется “Кекур”. Урез воды в озере составляет 7 м., а высота центральной части острова Кекур – 28 м. над уровнем моря, то есть 21 м. над зеркалом воды в озере.
     В словаре В.Даля имеется следующее толкование данного слова “кекур м. арх. сиб. камень столбом, на берегу или над водою, у берега; скалистый одинец (монолит). Гурий складывается нарочно. Кекур от природы”.
     Примерно то же самое говорится и в этимологическом русскоязычном словаре М.Фасмера: “Кекур – ‘отвесная скала на берегу моря или в море’ кемск., кольск.Подв., колымск. (Богораз). Неясного происхождения”.
    В карельском, финском, вепсcком и эстонском языках значению “скала, утёс” соответствуют слова kallivo, kallio, kall и kalju, а в языке коми – кырт.
    И только в саамском языке есть слова кег, имеющее значение “столбообразная гора” и уррьт – “скалистая гора”.
     Cочетание данных слов кегуррьт может иметь значение “столбообразная скалистая гора”.
    Возможно, указанное слово после адаптации русскими приобрело форму кекур.
    Косвенное подтверждение этому находится в словаре А.О.Подвысоцкого. Раскрывая значение слова кекур, он указывает ареал его употребления – Онежский, Кемский и Кольский уезды, то есть территории, с давних времён освоенные саамами. Кстати, в саамском языке имеется слово ватт в значении “холм”. Если добавить к нему слово “чухч” в значении “глухарь”, то можно получить ещё одно близкое к современному звучанию выражение - озеро Ваттчухч, что в переводе с саамского означает - озеро “Холмовое Глухариное”.
     Фонетическая адаптация, проведённая в недрах русской топономической системы, могла привести данное название к современной форме. Тем более, если одновременно решалась задача сделать его ещё и именем деревни, появившейся на его берегу. Тогда схема адаптации могла быть по этапам, примерно, такой: 1-й этап – Ваттчухч, 2-й этап – Ваттчухча, 3-й этап - Вавчухча и 4-й - Вавчуга.
    “Глухариная тема” в топонимах ближайшей к Вавчуге округе “звучит” в названиях деревни Чухченема, озёр Чухонского и Токозера.
    П.п. Ареал употребления слов вачега, вачуга и авачуга в значении “рукавицы” ограничен О.А.Подвысоцким Мезенским уездом. В словаре В.Даля слово вачуга приведено с иным значением. В языке коми слово вачеги имеет значение “кожаные или холщовые рукавицы”.
    Таким образом, можно предположить, что в лексикон жителей Мезенского уезда слово вачега, вачеги, вачуга в указанном значении попало из коми языка.
    Возможно, авторами исследуемого гидронима также являются коми. Если первичным было название озера, то на языке коми оно могло звучать как вад чук, что в переводе на русский язык означает “озеро маленькой возвышенности”.
    Если первичным было название реки, вытекающей из озера, то оно могло звучать как ва чук га, что в переводе с языка коми означает “вода с маленькой возвышенности”, где га – формант в значении “река”.
    Каким образом в названии появился согласный звук в? В названии озера он мог заменить согласный звук д, после чего топоним уже звучал как вавчук. Река могла получить производное от имени озера название вав чук га, где га – формант в значении “река”.
     После незначительной фонетической адаптации, мешающий произношению согласный звук к, был удалён из названия и получены современные формы звучания - Вавчуга и Вавчугское.
    Чудская версия. В докладе А.Г.Тышинского “О чудских древностях в Архангельской губернии”, прозвучавшем на первом археологическом съезде, проходившем в Москве в 1869 году, высказано предположение о том, что “Вавчугское озеро по чудски ‘брюхатое озеро’ ”. Какое-либо обоснование данной версии докладчиком не приведено.
    Р.п. В словаре А.О.Подвысоцкого слова Вачега, Вачуга, Авачуга имеют значение “суконная или вязанная из шерсти рукавица (Мез)”.
    Руку в зимней рукавице можно в шутку назвать “брюхатой”. Возможно, у русских поселенцев, как и у представителей таинственной чуди, озеро с возвышенными островами, вызывало ассоциации с чем-то “утолщённым”.
    Д.в. Санскрит вачана - “спокойствие”; “Вачах” - “Слава”; ваша-га - 1)находящийся во власти 2)подданный 3 ) зависимый 4) покорный, послушный.
    Озеро бывает спокойным. А слава у озера, возможно, была и во времена предшественников протосаам.
    А если они обладали даром предвидения, то знали и о грядущей славе Вавчугской верфи.
     Что касается “подчиненного” положения, то и в наше время Вавчуга “находится во власти” Холмогор. Может быть, и в далёкие времена “начальство” располагалась там же, а подчинённые в Вавчуге?
Чтобы собраться с мыслями, надо, чтобы их было не меньше двух