Автор Тема: История Русского Севера - Поморья  (Прочитано 4036 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн spart1978

  • Куратор
  • Старожил
  • *
  • Регистрация: 16 Февр. 2015
  • Откуда: Санкт-Петербург
  • Сообщений: 8340
  • Лайков: 118
  • Поблагодарили: 1221
  • Рейтинг: +19/-0
История Русского Севера - Поморья
« : 10 Апрель, 2015, 12:52:21 »
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО КРАЯ

Русский Север является уникальной сокровищницей крестьянских, мореходных, рыболовецких, ремесленных и культурных традиций.
С XII века началось проникновение русскоязычного населения сначала с Новгородчины, затем с Верхневолжья в более северные районы. К концу XV века это проникновение становится миграцией в целях постоянного заселения нового для русских людей территорий, охватывающих огромный регион вплоть до побережья Белого моря. В итоге в национально-географическое, а затем и политическое понятие «Русь» начинает входить неотъемлемой частью понятие «Русский Север». В процессе освоения обширных регионов Севера пришлым русским населением сложилась новая симбиотическая поморская культура на основе взаимодействия разных культурных компонентов, сложившихся и пришедших в разное время на осваиваемую территорию: лопарской (саамской) – не позже эпохи бронзы, финской (на рубеже новой эры), карельской (на рубеже I и II тысячелетий н.э.), русской – новгородской и ростово-суздальской (XIV - XVI вв.), русского населения других районов России (вплоть до XVIII века). Поморская культура, маргинальная относительно русской культуры центральных областей России, боролась за сохранение своей этнокультурной самоидентификации – сохранение базовых духовных ценностей. Это и явилось одной из причин архаизации поморской культуры. Отсутствие на северных территориях татаро-монгольского ига и крепостного права, а также суровые условия жизни привели к формированию своеобразного характера местного населения: его отличало чувство собственного достоинства, независимость, свободомыслие, что также способствовало закреплению в культуре региона древних русских традиций. Русский Север с полным основанием рассматривается как своего рода заповедник русской культурной традиции. Знакомство с ней оказало огромное влияние на всю культуру России конца XIX – начала XX вв.
Внимание к истории и культуре Русского Севера значительно усилилось в XIX веке. Споры о самобытности России, о богоносности русского народа вызвали волну интереса к событиям ранней истории и к народной культуре. Русский Север представлял оазис, где народная культура сохранялась в относительно незамутненном, первозданном виде. Более того, здесь не просто сохранились традиционные формы жизни (бытовой уклад, обряды, ремесла), здесь сохранился дух архаики – носители культуры могли объяснить смысл этих форм, их содержание, символику, тогда как в других губерниях подобное понимание было во многом утрачено. Именно северные материалы неоднократно вызывали сенсацию в научном мире, меняя многие устоявшиеся представления о народной культуре. Одной из таких сенсаций стало открытие П. Н. Рыбниковым и А. Ф. Гильфердингом в 70-е годы XIX века в Олонецкой губернии живого былинного эпоса. В 80-е годы огромное воздействие произвели материалы, привезенные В. В. Сусловым из экспедиции по изучению деревянного зодчества Архангельской и Олонецкой губерний. В начале XX века Н. Е. Ончуков обнаружил живое бытование народной драмы. Сенсационное открытие в начале XX века общественностью России Западной Европы русской иконы во многом было связано с расчисткой северных икон, в первую очередь новгородских. Интерес к национальной традиции и народной культуре привлекали на Север не только корифеев отечественной науки, но и многих художников, архитекторов. Северное зодчество было творческим импульсом для создания в архитектуре «неорусского стиля». Существовавшие на Севере уникальные промыслы – холмогорская резьба по кости, великоустюжское чернение по серебру, кружевоплетение, ручное ткачество, изготовление берестяной утвари – распространились по всей России. "Влияние культуры Русского Севера на общерусскую культуру было постоянным, многообразным и во многом судьбоносным".

(с) Буторина Т. С.,
профессор Архангельского государственного технического университета.
"Но я в сапоги заправляю клеша! Х#й меня сломишь - жизнь хороша!" © С.В. Шнуров
Пользователи, сказавшие спасибо: Harry, minaich

Оффлайн uima

  • Супер-профи
  • *****
  • Регистрация: 18 Апр. 2015
  • Откуда:
  • Сообщений: 325
  • Лайков: 0
  • Поблагодарили: 100
  • Рейтинг: +3/-0
История Русского Севера - Поморья
« Ответ #1 : 28 Март, 2016, 20:45:25 »
  Мужики,тут наткнулся  на статью...очень интересно при наши места,про реки,прочитайте-не пожалеете http://valcol42.livejournal.com/73229.html
Никогда ни кому не доверяй,делай всё сам и ты не разочаруешься в людях  Флинк320,Флагман 420 игла,hidea 9.9  УАЗ 31512

Оффлайн лесоруб

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Регистрация: 24 Янв. 2016
  • Откуда: Архангельская обл.
  • Сообщений: 9579
  • Лайков: 174
  • Поблагодарили: 4316
  • Рейтинг: +15/-0
  • Берегите себя!
История Русского Севера - Поморья
« Ответ #2 : 01 Сентябрь, 2016, 19:16:42 »
написать несколько сообщений в этой теме меня сподобил один очень известный  (в определенных кругах) онежский  сказитель.Сам иногда .с интересом читаю его сообщения о проведенных рыбалках,поездках к знакомым.о занятиях домашним хозяйством и т.п.Повторюсь:-Иногда,читаю с большим интересом.Привлекает манера описания событий.простой язык изложения и т.д.

Разговор о другом.В своих заметках,он начинает свободно трактовать историю.Историю района,историю  региона,историю страны.В обсуждениях сообщений.принимают участие другие "знатоки" событий ,происходивших в недавнем или совсем далеком прошлом на территории нашей губернии.
Вот поэтому решил .на основе исторических данных немного "поправить" все те безаппеляционные заявления,скажем так,неглупых людей с наличием определенного жизненного опыта и знаний ,коимт,иногда,стараются похвалиться

История первая.

Было высказано.что .мол,поморы  умные.правильно все ели,поэтому никаких бунтов не учиняли.дескать ,некогда им ерундой заниматься.
В моем представлении .бунты всегда учинялись не теми.кому ерундой было время заниматься.а теми .кого "вкрай достали"  какие то веские причины .приведшие к ухушению их жизни,работы.благополучия и т.п вещи.
Неужели у поморов  на всем протяжении истории не было таких "срывов" ,как старается убеить сказитель?

Давайте обратимся к истории.
Вот что прочитал у Дарьи Наволоцкой,которая,как понимаю.занимается историей родного ей Шенкурского района.

"Важская земля была достаточно неспокойным местом, где нередки были выступления крестьян. Конец XVII века ознаменовался волнениями в важских деревнях. Это «картофельные бунты» (кстати, на севере именно Шенкурский район в дальнейшем славился большой урожайностью картофеля), самовольные порубки лесов, отказ платить подушные подати и недоимки. В архиве Архангельского областного краеведческого музея хранится дело о «возмущении» удельных крестьян Шенкурской округи в 1812 году."
запись 17 дек 2010 в 20:10  https://vk.com/topic-4686637_23797756

Более свежая история  Шенкурска,изложенная Дарьей Наволоцкой :
 20-22 ноября (по старому стилю) 1905 г. в городе состоялся первый крестьянский уездный съезд, на котором собралось 100 делегатов от 45 сельских сходов. (Всего в постановлении съезда 25 пунктов, в них наиболее часто встречаются призывы «отменить» и «организовать»). «1. Требовать полного уравнения крестьян в правах с другими сословиями». «4. Представители народа должны были избраны в учредительное собрание прямым, равным и тайным голосованием». «7.Землёй может пользоваться тот, кто её обрабатывает собственными силами или семейством, без права торговли ею».

Ну и как результат:

Карательную экспедицию в Шенкурский уезд в конце 1906 года для подавления беспорядков возглавил вице-губернатор Григорьев. В депеше, посланной им в Петербург, сообщалось: «Настроение крестьян Шенкурского уезда в настоящее время настолько обострилось, что необходимо принять решительные меры для водворения порядка». К осени 1907 года крестьянские выступления в уезде были подавлены. И революционный подъём пошёл на убыль.

17 дек 2010 в 20:24 https://vk.com/topic-4686637_23797756

продолжение следует.....

Чтобы собраться с мыслями, надо, чтобы их было не меньше двух
Пользователи, сказавшие спасибо: Harry, minaich

Оффлайн лесоруб

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Регистрация: 24 Янв. 2016
  • Откуда: Архангельская обл.
  • Сообщений: 9579
  • Лайков: 174
  • Поблагодарили: 4316
  • Рейтинг: +15/-0
  • Берегите себя!
История Русского Севера - Поморья
« Ответ #3 : 01 Сентябрь, 2016, 20:45:30 »
" Истинные поморы"! могут возмутиться:-Какое отношение к нам имеют какие то шенкурские,которые то и моря никода не видели?
Слышал ( и не раз) такие вот местячковые (местечковые )  надутия щек  по отношению к жителям других районов области или вообще понаехавшим....Ладно...пусть это будет на их совести.

Можно ли назвать соловецких монахов поморами?Решать вам..

В 1668 году началось  вооруженное противостояние монахов Соловецкого монастыря царским войскам, вошедшее в историю, как Соловецкое восстание (Соловецкое сидение) 1667-1676 годов.
Противостояние сторонников старой веры церковной реформе Никона, эпицентром которого стал Соловецкий монастырь. Участвовали представители различных социальных слоев: верхушка монастырских старцев, выступавших против реформационных инноваций, рядовые монахи, боровшиеся против усиливавшейся власти царя и патриарха, послушники и монастырские работники, пришлые зависимые люди, недовольные монастырскими порядками и усиливающимся социальным гнетом. Число участников восстания – около 450–500 чел.
А центром восстания стал Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь
Боевые действия различной  интенсивности  продолжались восемь лет и закончились падением монастыря благоларя примитивному предательству .

кого заинтересуют поробности...
http://maxpark.com/community/43/content/3654051

и еще оно подтверждение тому.что предки жителей архангельской губернии были не совсем безобидны.когда дело касалось их  лично.

В 1574 году конецгорские и ростовские крестьяне (тогда — Подвинский стан, Важского уезда, ныне — Осиновское сельское поселение, Виноградовский район Архангельской области) сожгли Клоновский монастырь, с которым у них велись многолетние поземельные споры, и тем избавились от монастырской эксплуатации.

источник:http://hram-svyatih.ucoz.ru/index/klonovskij_monastyr/0-21








« Последнее редактирование: 02 Сентябрь, 2016, 12:22:41 от лесоруб »
Чтобы собраться с мыслями, надо, чтобы их было не меньше двух
Пользователи, сказавшие спасибо: Harry

Оффлайн лесоруб

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Регистрация: 24 Янв. 2016
  • Откуда: Архангельская обл.
  • Сообщений: 9579
  • Лайков: 174
  • Поблагодарили: 4316
  • Рейтинг: +15/-0
  • Берегите себя!
История Русского Севера - Поморья
« Ответ #4 : 02 Сентябрь, 2016, 11:32:37 »
Пора сбора урожая картофеля.Пора разговоров о самом овоще,правилх его выращивания,сбора и хранения.
Ну,и, естественно,довольно часто вспоминаем  мифы о картофеле,в которых разобраться довольно трудно.
Об оном  из таких мифовя услышал совсем недавно.
Один товарищ написал ,что  какой-то исторической справке прочитал что еще в центральной России не выращивали картофель, а в Онеге уже и картофель, и более теплолюбивые культуры.Ничего не имею против  талантилвого и трудолюбивого населения Онеги,но так ли это на самом деле? Неужели  онежане  самые продвинутые люди в России,не говоря уже об остальных жителях нашей губернии?
Давайте немного разберемся.
Весьма любопытно прочитать подлинную историю того, как картофель внедрялся у нас. И не сегодняшние пересказы, а реального автора XIX века, который видел все это своими глазами. Перед вами исследование, опубликованное в журнале "Современник" в 1849 году.



А продолжение статьи - уже в более читаемой форме:

Собственно в русских губерниях первый приют нашел себе картофель в Новгородской, благодаря заботливости тогдашнего местного  генерал-губернатора Сиверса. От двух четвериков красного и продолговатого картофеля, посаженного на хорошей песчаной почве близ города, получено в первый год 172 четверика приплода. Впоследствии генерал Сиверс выписал еще белый и другие сорта картофеля и разослал его вместе с упомянутым приплодом по губернии, с подробным наставлением, как садить и воспитывать новый овощ. Причем было приказано часть розданного по городам картофеля посеять на казенных землях. В Коростинской мызе сделан тогда же следующий опыт: одна часть картофеля была посажена в открытом поле, как и ныне делается, а другая — в ямах, где под слоем земли лежал слой навоза. Жатва представила следующий результат: картофель, посаженный в ямах, уродился сам-100 и даже сам-200, но был весьма мелок и невкусен, тогда как посаженый в открытом поле дал урожай вчетверо меньший, но клубни были очень крупные и вкусные. В 1780-х годах картофель возделывался в Новгородской губернии почти повсеместно и вошел в употребление между крестьянами.

После Новгорода разведение картофеля распространилось местами в Каширской провинции, в Сумской провинции Слобод­ской губернии и в Вологодском округе; но здесь долго разводили его только по дворянским огородам.

В Олонецкой и Каргопольской провинциях, где капуста и огурцы редко созревают, посажен был в 1773 году картофель, привезенный из Англии, и очень порядочно удался, при Онежской губе, под 63° северной широты. Несмотря на такое раннее водворение картофеля в Олонецкой губернии, он и до сих пор возделывается там в самом незначительном количестве, вероятно, по причине скудного урожая. По уведомлению г. Бергштрессера, в 1846 г. картофель уродился там с небольшим сам-друг.

http://mamlas.livejournal.com/2236948.html

продолжение следует...

Чтобы собраться с мыслями, надо, чтобы их было не меньше двух
Пользователи, сказавшие спасибо: Harry, minaich

Оффлайн лесоруб

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Регистрация: 24 Янв. 2016
  • Откуда: Архангельская обл.
  • Сообщений: 9579
  • Лайков: 174
  • Поблагодарили: 4316
  • Рейтинг: +15/-0
  • Берегите себя!
История Русского Севера - Поморья
« Ответ #5 : 02 Сентябрь, 2016, 11:45:51 »
Как свидетельствуют документы, в Архангельской губернии опыт внедрения картофеля в 1765 г. не удался и к началу XIX в. был забыт. Не лучше обстояло дело и в других губерниях, несмотря на то, что правительство разработало целую программу: в губернию посылался чиновник для наставления о возделывании, хранении и употреблении картофеля, была организована даровая раздача посевного материала

В.В. Усачёва — Из истории культурных растений: Картофель (Solanum tuberosum L.)
https://vk.com/topic-39153710_29110155

В 1811 г. посланы были в Архангельскую губернию три колониста с поручением насадить определенное число десятин картофель. Все эти меры имели отрывочный характер; массой населения картофель встречен был с недоверием, и культура его не прививалась.

Только в царствование Николая I ввиду бывшего в 1839 и 1840 гг. неурожая хлебов в некоторых губерниях правительство приняло самые энергические меры к распространению посевов картофель. Высочайшими повелениями, последовавшими в 1840 и 1842 гг., постановлено было:
1) завести во всех казенных селениях общественные посевы картофель для снабжения этим последним крестьян к будущим посевам.
2) издать наставление о возделывании, хранении и употреблении картофеля.
3) поощрять премиями и другими наградами хозяев, отличающихся разведением Картошки.

Осуществление этих мероприятий встретилось во многих местах с упорным сопротивлением населения.

http://www.kramola.info/vesti/protivostojanie/topinambur-–-zdorovaja-zamena-kartofelju

Картофельные бунты сотрясали Россию, начиная с 1834 г. Причиной их были насильственные меры по введению посевов картофеля, для которых у крестьян отбирали лучшие земли, а за неисполнение предписаний властей подвергали жестоким наказаниям, облагали новыми поборами. Особенно мощными были выступления крестьян в 1840–1844 гг. Одиннадцать губерний Севера, Приуралья, Среднего и Нижнего Поволжья были охвачены картофельными бунтами. Не понимая сути указов и предписаний, крестьяне в распоряжении о посеве картофеля отыскивали доказательство того, что их продадут господам, а это еще больше ухудшит их положение. Непонятны им были и обещанные за посевы
«ненавистного овоща» награды, поэтому в действиях начальства они искали тайный смысл. На усмирение взбунтовавшегося народа были брошены войска. Последовали расстрелы, суд, ссылка в Сибирь, сдача в солдаты.

Тем не менее, со временем картофель утвердил свои позиции и завоевал прочное место среди старых сельскохозяйственных культур.

продолжение следует...
Чтобы собраться с мыслями, надо, чтобы их было не меньше двух
Пользователи, сказавшие спасибо: Harry

Оффлайн лесоруб

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Регистрация: 24 Янв. 2016
  • Откуда: Архангельская обл.
  • Сообщений: 9579
  • Лайков: 174
  • Поблагодарили: 4316
  • Рейтинг: +15/-0
  • Берегите себя!
История Русского Севера - Поморья
« Ответ #6 : 02 Сентябрь, 2016, 11:50:03 »
 Корреспонденты Тенишевского бюро по Владимирской губернии в конце XIX в. уже причисляют картофель к повседневной пище крестьян, наряду с ржаным хлебом, капустой и некоторыми другими продуктами, причем в богатых семьях картофеля потребляли меньше, чем в бедных, — за счет хлеба, гречневой каши и пр.

А таковы были особенности режима питания, предпочтения в еде и напитках крестьян Архангельской губернии в 1870-е годы.

"В образе пищи крестьяне неопрятны. Всякую пищу про семью приготовляют в пекарных печах домашние бабы. Кухмистерство нечисто и нестарательно.

Здешние жители, как и вообще рабочий класс в деревнях, обыкновенно едят З-4 раза в день.
1). Завтракают обычно тогда, когда встают от сна, когда начнет всходить на востоке солнце, то есть, в 4-6 часов утра, смотря по досугу и работе. Завтрак состоит из шанег и каши. Каша приготовляется густою из житной (ячной) муки на одной речной
воде, вскипяченной в чугуннике или глиняном горшке.
2). Обедают, когда солнце на юго-востоке, то есть в 8-10 часов утра. Перед тем справляется как бы закуска, а обед уже настоящим столом. Обед и ужин в скоромный день состоит из трески или другой рыбы и молока. Постный стол состоит из трески, крупянки и на закуску кислой опары (из ржаной муки), или из рассола (испаренной и истолченной репы); зажиточные едят картофель, ягоды и толокно.
3). Паужинают (паужна), когда солнце на юго-западе, то есть между 12-3 часами после полудня. После паужны любят отдохнуть на печи или на полатях.
4). Ужинают, когда солнце закатывается за горизонт, в 6-8 часов пополудни, а летом, когда бывает страда, еще позже, в 9-11 часов вечера; стараются отужинать на свету, но зимою ужинают и при огне.

Хотя непременную принадлежность крестьянского стола составляет квас, любимым общеупотребительным и обыкновенным напитком для семьи служит чистая вода; но, кроме того, везде в деревнях постоянно на столах бывают выставлены деревянные или каменные кружки либо чашки с белым квасом, который пьют очень часто и помногу, несмотря на то, что он окис или зацветает. Квас делается из ячных отрубей, с частицею муки того же хлеба, и потому называется житным квасом. В хороший год квас можно найти у самого беднейшего крестьянина.

В праздники напитки прибавляются: чай, пиво и хлебное вино. Вино пьют единственно крепкое, «горячее», сивуху. Чай пьют с неприятным запахом, чаще иван-чай, потому что поселяне не признают за достоинство вкус и запах чая, а лишь бы был густой колер. Пиво пьют без различия пола и возраста. Оно бывает своего приготовления и варится из ячменного солода."

"Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии "(П.С.Ефименко, 1877);

http://zidanio.livejournal.com/

продолжение следует....
« Последнее редактирование: 02 Сентябрь, 2016, 11:55:29 от лесоруб »
Чтобы собраться с мыслями, надо, чтобы их было не меньше двух
Пользователи, сказавшие спасибо: Harry

Оффлайн лесоруб

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Регистрация: 24 Янв. 2016
  • Откуда: Архангельская обл.
  • Сообщений: 9579
  • Лайков: 174
  • Поблагодарили: 4316
  • Рейтинг: +15/-0
  • Берегите себя!
История Русского Севера - Поморья
« Ответ #7 : 02 Сентябрь, 2016, 11:54:55 »
Кстати.В северо-западных озерных губерниях (видимо и Архангельская губерния имеется ввиду тоже), богатых дичью, оказывается далеко не всякое мясо считалось съедобным.

"Ест здешний русский человек смотря по достатку и промыслу. Мукой не богат он, а потому хлеб и поберегает. Редко когда питается озёрник всю зиму своим собственным хлебом, а то больше все покупает в лавках да по базарам привозный, — из Волжского низовья. Рыбы у озёрника вдоволь; охотлив он и на мясо, да не всегда оно у него имеется: охотник из дичи редко когда что зажарит или сварит; если иной дичи хоть некуда продавать, а все же таки есть ее русский человек не станет. Дичина частая — заяц, а только есть его грех, так как заяц ведь прежде кошкой был, да и теперь, как его обдерешь, так на нее смахивает; опять тоже вот и гагара: бьют ее на пух и перья, а мясо кидают, так как есть ее грех: она поганая, у нее из непоказанного места ноги растут. И много чего не ест русский человек, то потому, что грех, а то и не весть почему, в то время как сосед его финн не брезглив и питается благодаря этому много лучше. "

Живописная Россия под ред. П.П.Семенова-Тян-Шанского (1898-1899);

http://zidanio.livejournal.com/
Чтобы собраться с мыслями, надо, чтобы их было не меньше двух
Пользователи, сказавшие спасибо: Harry, minaich

Оффлайн лесоруб

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Регистрация: 24 Янв. 2016
  • Откуда: Архангельская обл.
  • Сообщений: 9579
  • Лайков: 174
  • Поблагодарили: 4316
  • Рейтинг: +15/-0
  • Берегите себя!
История Русского Севера - Поморья
« Ответ #8 : 02 Сентябрь, 2016, 12:02:22 »


Крестьяне-супруги Архангельского уезда Архангельской губернии. Фото неизвестного автора, 1867.
Чтобы собраться с мыслями, надо, чтобы их было не меньше двух

Оффлайн лесоруб

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Регистрация: 24 Янв. 2016
  • Откуда: Архангельская обл.
  • Сообщений: 9579
  • Лайков: 174
  • Поблагодарили: 4316
  • Рейтинг: +15/-0
  • Берегите себя!
История Русского Севера - Поморья
« Ответ #9 : 02 Сентябрь, 2016, 12:12:25 »
север Европейской России. В этих краях крестьянские избы и крестьянский быт имели свои особенности, связанные с суровостью климата. "Живописная Россия" подробно "живописует" устройство изб в северных губерниях. Обратите внимание: высота от пола до потолка в северных избах доходила до двух сажен - это же больше 4-х метров!
На севере дробление семей и дележки просто немыслимы, так как только большими семьями здесь и жить-то можно; природа сама здесь старается, чтобы не допускать дробления дворов и хозяйств. Под жилым домом понимает здесь русский человек избу, одно- или двухэтажную, сенную связь и сарай с двором и хлевами. Изба всегда строится квадратная, а стены ее проведет хозяин в длину сажени на три. на четыре. Пол тоже зря настилать не станет, а поднимет его сажени на полторы от земли и займет все подполье либо летниками или летними горницами, либо скарбовым кутом.

В самом жилье, в горнице вышина от пола до потолка доходит до двух сажен, так что дышать всей семье есть чем. Окон в избе много. Во всякой горнице, как исстари повелось чуть ли не по всей земле русской, есть «большой угол» — место почетное, так как здесь образа помещаются, да и свету больше. В заднем углу помещается громадная печь. Лавки по всем четырем стенам приспособлены для сиденья, и под ними зачастую найдутся и краморы. Устье печи всегда обращено к заднему углу; к другой стороне печи, которая обращена к двери, приделывается лавка в аршин шириною, называемая «прилавком». В полу, под прилавком делается проруб такой же величины, как и прилавок; над прорубом устраивается рундук в поларшина вышиною от полу; затворяется он ставнем, который известен под названием «подпольницы»; вниз же под пол прилаживаются ступени, ведущие в нижние краморы. Если мужик живет победнее, то и уголков и краморов ему столько не нужно, и потому нижней краморы у него не имеется, хотя пол и поднимает он высоко над землею.

Сенная связь пристраивается к той стене избы, в которой вырублена дверь; она состоит собственно из сеней и двух кладовых, обращаемых летом в летние горницы, а зимою в краморы. Если хозяин человек запасливый, то он в одной из кладовых прорубит окна и устроит в ней жилую чистую горенку или боковушу, без которой ни один сколько-нибудь состоятельный крестьянин здесь не обойдется: в боковуше он спит после обеда, боковуша в жары — укромное местечко, где ни комар, ни муха не жалит и где прохладка даст сон тихий и спокойный; покройся потеплее, так пожалуй и зимою боковуша свою службу сослужит. Если из светлого чулана задумают сделать боковушу, то прежде всего сложат в нем кирпичную печку с выводом, а стены при самой рубке замшат, чтобы не сквозило; здесь уже нет ни полок, ни воронцев, и лавки нередко заменяются самодельными стульями. Главную принадлежность этой горницы составляют самовар и небольшой шкафик с чайными чашками: это вообще столовая, гостиная и приёмная комната.

Везде и повсюду в Озерной области в сенях на поларшина от самой избы прорубается дверь для выхода на улицу, где вдоль стены примощается крытое крылечко с лестницею, а в северных местностях той же области на противоположной стене тоже прорубается дверь в сарай и во двор; для спуска в последний устраивается особая лестница. Под тою половиною сарая, которая ближе к избе, находится двор, а под дальнею ставятся хлевы, вход в которые устраивается со двора; тут скотине и привольно, и чисто. Для въезда с улицы в сарай делается бревенчатая кладка или взъезд. В сарае держат солому и сено, убирают туда же сани, дровни, сохи и всякую хозяйственную утварь.. Баня состоит обыкновенно из двух отделений — сначала сени, которые предназначаются для раздеванья, и затем уже сама баня.

Живописная Россия





Двужирная изба, "Материалы по этнографии русского населения Архангельской губ.", П.С.Ефименко, 1877.

Двужирной, или двужильной называлась изба с двумя жилыми этажами.



Поморская деревня Юрома Архангельской губ., фото неизв. автора, 1890-е.



продолжение следует...
Чтобы собраться с мыслями, надо, чтобы их было не меньше двух
Пользователи, сказавшие спасибо: Harry, minaich

Оффлайн лесоруб

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Регистрация: 24 Янв. 2016
  • Откуда: Архангельская обл.
  • Сообщений: 9579
  • Лайков: 174
  • Поблагодарили: 4316
  • Рейтинг: +15/-0
  • Берегите себя!
История Русского Севера - Поморья
« Ответ #10 : 02 Сентябрь, 2016, 12:19:03 »
И, в завершение обзора приведу еще несколько интересных фактов об устройстве крестьянского жилья из "Материалов по этнографии русского населения Архангельской губ." П.С.Ефименко (1877).

— В каждом крестьянском доме бывает только по одному столу, Исключения, очень редкие, встречаются лишь в домах, устроенных и убираемых на городской манер.

— Полы в избах мостят пластинами — досками, которых из одного дерева выходит только две.

— Избы в зимнее время так сильно натапливают, что для непривычного к тому невозможно быть в них.

— Для освещения лучина употребляется березовая и сосновая, последняя по преимуществу. От нее распространяется сильный дым, заедающий глаза.

— Постели и подушки в деревнях чаще всего набиты шерстью. Здесь, где так значителен птичий промысел, надо было бы полагать больше этих вещей из пера и полупушья, но оказывается напротив, потому что дичь жители употребляют в пищу себе редко, а почти всю продают.

— Постели для очистки от таких насекомых, как вши, выносят зимою на сени, где они и уничтожаются силою мороза.
— Станок, на котором ткут холст или сукно, занимает чуть не полжилища.

— Иконы в жилищах размещаются по красоте: в киотах и в окладах образа ставятся в горницы, а досчаные образа — в жилых избах.

— Посуда хорошая бывает разукрашена цветами, отводками, краями, каемками, узорами.

— Ножи употребляются вообще простые; но оправы из каких-либо металлических композиций, кроме разве свинцовой наливки иа концах у лезвия и закрепы, да железа или меди для укрепления, не бывает.

— Ставни бывают больше одиночные и редко створчатые.

— Как ни хороши в губернии жилищные постройки вообще, но среди них встречаются хижины, точно шалаши, настолько бедные, что удивляешься, как человек может в них жить.

— Стекол в окнах больше изломанных, чем цельных от того, что, как известно, стекло легко лопается во время сильных зимних морозов.

— В деревнях редко найдете оштукатуренные внутри дома, но все же есть и такие.

— Во многих крестьянских домах, проконопачиваемых дурно, несет из стен, из подоконников и косяков, с пола и из входных дверей.

— Глыбы льда для погребов называются кабаны.

— В деревнях встречаются дома без крыш, квадратные, в одно бревно длиною, с одним или двумя окнами посредине, а кругом ни кола, ни двора.

— Наверху крыш ставятся деревянные коньки, изображающие голову лошади или телку,— одну ее голову; но коньки служат также украшением и внутри изб, около печи и у божницы.

— Белила для печей делают иногда с водою, с примесью молока.

— К праздникам мало того, что очищают грязь дресвой и песком,— столы, стулья, скамейки, стены и проч. оскабливают ножами.

— Сени, сенник и все прочее, соединяющееся под одними хоромами, называется подворьем.

— Есть в избах окна, вделанные в пазы и по пазам задвигаемые и отворяемые.

— Скамьи в крестьянских избах одними концами сходятся в углах их, а другими расходится врозь вдоль стен.

— В зимнее время при крыльце или у ворот всегда лежат два-три веника или метлы, которыми опахивают снег с сапогов или катанок.

— Очень нередко связанные пучки соломы приколачиваются у входных дверей с внутренней стороны, т. е. со стороны, ведущей из избы. для того, чтобы тепло не могло скважинами в затворе выходить из избы в сени.

— В недавнее время вошли в употребление дешевенькие стенные часы (1 р.— 1 р. 20 к.) мастерских Гаврилова и Главинского.

— Входы в домах делаются наиболее с правого боку. Так, если дом стоит глазами к востоку, то ворота ищите на юге.

— Употребительные стулья делаются несколько в виде стоящей лошади: спинка с длинными ножками так и кажется передом лошади, а закорточки от ножек на верху — ее уши, спинка — шея, сиденье — спина и задница, несколько расширяющаяся.

— Бани сооружаются более из старья, т.е. из леса, бывшего в постройке, потом разрушенной.

— Свящ. Андрей Костылев в „Губ. Вед." пишет: „годов десятка полтора назад, почти по всему Пинежскому уезду, молодой скот держали в тех же избах, в которых и сами жили. Теперь этот обычай по Пинеге вывелся уже. Для скота там настроили особенные избы, которые называются скотными. Но что касается до отдаленной Тимешинской волости, лежащей в самом углу уезда и в захолустье, обычай жить со скотом вместе вполне сохранился. Внешним видом здешние дома не отличаются от крестьянских домов всего уезда. Дом по большей части состоит из двух изб, под одною кровлею. Прямо против дома — колодезь с трубой (желобом), притянутой в избу. Внутренность дома представляет для невидавшего удивительную картину. Близ входа в избу стоит большой чан с соломой, залитой горячею водой, а кругом его — скот. Коров загоняют в избу только на день, на ночь же выгоняют их во двор. Что же касается до молодого рогатого скота, то этот живет постоянно в избе. От житья скота грязь в избах ужасная, а от грязи одежда крестьян и сами они очень-очень грязны. Если бы так жили бедные,— им бы еще, так и сяк, простительно; но так живут и зажиточные, богатые крестьяне" (Губ. Вед. 1870 г,, № 36).

"Материалы по этнографии русского населения Архангельской губ.", П.С.Ефименко, 1877.

http://zidanio.livejournal.com/

продолжение следует...
Чтобы собраться с мыслями, надо, чтобы их было не меньше двух
Пользователи, сказавшие спасибо: Harry

Оффлайн лесоруб

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Регистрация: 24 Янв. 2016
  • Откуда: Архангельская обл.
  • Сообщений: 9579
  • Лайков: 174
  • Поблагодарили: 4316
  • Рейтинг: +15/-0
  • Берегите себя!
История Русского Севера - Поморья
« Ответ #11 : 03 Сентябрь, 2016, 09:45:26 »
Рассматривая раритетные карты России, созданные в XVII веке европейскими картографами, вы непременно обнаружите топоним Cargopolia. Причем, судя по размеру шрифта, эта местность немногим уступала по значимости «фундаментальным» географическим названиям - Moscovia и Novogardia. Топкое место в лесу Название старинного русского города в Архангельской области – «Каргополь» вызывает некоторое недоумение. Сочетание русской сказки и чего-то древнегреческого… Окончание «поль» в географических названиях обычно имеет греческое происхождение - от «полис» -  город. Так, Константинополь переводится как «город Константина», а Адрианополь – «город Адриана».



Русские города с названиями, содержащие в себе «поль», например, Севастополь, Тирасполь или Симферополь, получили их в большинстве случаев в царствование Екатерины II и ее внуков, Александра I и Николая I, когда вся Европа переживала увлечение культурой древней Греции. Но с Каргополем все сложнее. Название появилось задолго до увлечения греческой модой, оно упоминается еще в XV веке, а «поль» в нем означает вовсе не город, а просто «русское поле». Но откуда взялась «карго»? Вопреки первой, возникающей при этом слове ассоциации, лингвисты видят здесь не старую ведьму, а медведя (на финском «каргу») и «ворону» (на тюркских языках «карга»). В этом свете, Каргополь переводится либо как «Медвежье», либо как «Воронье поле». Существуют и другие версии: на реке Онеге, где стоит Каргополь, словом «карга» называют каменистый берег, заливаемый водой. Немецкий языковед Макс Фасмер также под «карга» понимал «топкое место в лесу», а Даль – «хрящеватое, ровное дно озера». Что есть, то есть – болот и топей в окрестностях Каргополя хоть отбавляй.



Особый характер

Когда-то Каргополь являлся узловым центром северных торговых путей. Братался с Господином Великим Новгородом, немного сторонился амбициозной Москвы Ивана III. Иоанн IV даровал местным купцам монопольное право на торговлю рыбой и солью с Белого моря. К началу XVII века город стал одним из ключевых торговых центров Московии, который влиял на всю экономику России. В это время в Каргополе сформировалась уникальная школа зодчества: знаменитый искусствовед и реставратор Игорь Грабарь в XX веке напишет о каргопольских храмах, что они способны «соперничать с дворцами раннего флорентийского Возрождения по изысканности пропорций и вкуса». В годы смуты Каргополь трижды штурмовали поляки, но город выстоял. Каргопольцы отличались особым характером – не случайно, что выходцы из Каргополья при первых Романовых отправлялись на освоение новых восточных территорий – Урала и Сибири. Уже в XIX веке собиратель русских былин Александр Гильфердинг так охарактеризует местных жителей: «Народа добрее, честнее и более одаренного природным умом и житейским смыслом я не видывал; он поражает столько же своим радушием и гостеприимством, сколько отсутствием корысти».

Жертва



 Вероятно, Каргополь мог стать одним из великих русских городов, но история смирила каргопольцев. Сначала Петр I, который никогда не отличался любовью к Русскому Северу, сделал ставку на Балтику. Это отрезало город от главных торговых магистралей. А затем, в 1765 году, Каргополь почти полностью уничтожил небывалый пожар.



Каргопольцы долгое время уповали на визит Екатерины II, который мог дать импульс к возрождению города, но императрица так и не посетила Каргополье. Правда, в 1781 году Екатерина утвердила герб Каргополя в виде пылающего барана. Смысл этого символа так и остался неразгаданным. Историки говорят, что якобы у жителей Русского Севера был особый обряд – «баранье воскресение», когда барана приносили в жертву Илье-пророку, и герб несет в себе идею самопожертвования и возрождения из пепла. Но некоторые комментаторы видели в «огненном овене» знамение окончательного упадка некогда великого Каргополья.

 Ближайшая железнодорожная станция к нынешнему Каргополю находится в 80 км. Город, которые еще в XVII веке британские послы называли одним из самых крупнейших и процветающих на Русской Земле, спрятался от нового мира непроходимыми лесами. Город-затворник живет в изгнании уже несколько столетий; тихо спивается и смиренно ожидает смертного часа. Вместе с ним может уснуть и надежда на истинное русского возрождение, «баранье воскресение». Вместе с ним может угаснуть искра, питающая то, что называют русской душой.

http://russian7.ru/




 
Чтобы собраться с мыслями, надо, чтобы их было не меньше двух
Пользователи, сказавшие спасибо: Harry, minaich

Оффлайн лесоруб

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Регистрация: 24 Янв. 2016
  • Откуда: Архангельская обл.
  • Сообщений: 9579
  • Лайков: 174
  • Поблагодарили: 4316
  • Рейтинг: +15/-0
  • Берегите себя!
История Русского Севера - Поморья
« Ответ #12 : 06 Сентябрь, 2016, 18:27:38 »
Недавно прочитал совершенно серьезное сообщение о том.что Онега-первый морской порт России.
С далекого (по времени) моего обучения в школе .всегда знал,что первым морским портом был славный город Архангельск.А тут явно какие то новые  (для меня) исторические данные,о которых ничего не слышал.Поэтому решил проверить верность таких утверждений.

Естественно.первым делом зашел на  официальный сайт МО "Онежский муниципальный район на страничку истории города и района.  ( http://www.onegaland.ru/about_region/history/где должно быть потверждение данной информации.Однако ,ничего по этой теме не нашел.

В одной из социальных сетей нашел исторический путеводитель по старой Онеге  Анны Муравьевой (https://vk.com/topic-3497183_20725096).Но и здесь нет никакого намека на то.что сказанное  товарищем Б. по поводу Онеги как первого порта России верно.

Не особо верю в академичность  Википедии,но просмотрел(на всякий случай)   на страничке ,посвященной славному городу.Однако и здесь нет никакой информации.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Онега_(город)

Но при ознакомлении информации об истории г.Архангельска.наткнулся на следующее сообщение:
"Одновременно с образованием посада в Архангельске открылся морской торговый порт, и сюда была перенесена вся морская торговля с иностранцами из Корельского, или Никольского, устья Северной Двины. Архангельск стал единственной гаванью Русского Севера, куда иностранцы могли привозить свои товары и где им разрешалось закупать товары, доставленные из внутренних областей страны."

При детальном ознакомлении,оказалось.что в  Корельском (Никольском) устье  Двины находился  Николо-Корельский монастырь,который долгое время служил чем-то вроде морских ворот страны: один из возможных путей русских послов в Европу пролегал по Северной Двине и далее морским путём вокруг Кольского полуострова (например, этим путём шёл царский посол Григорий Истома в 1496 году: после Тронхейма в Данию по суше); последней остановкой на русской земле был именно Николо-Корельский монастырь.

Эта же информация потвержается кафедрой географии и геоэкологии естественно-географического факультета Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова:
"Действительно, еще до основания в 1584 г. Архангельска на южном берегу Никольского устья Северной Двины у стен Николо-Корельского монастыря в XV в. существовал первый российский северный морской порт, принимавший иностранные корабли. Здесь наилучшая ледовая обстановка зимой во всем Двинском заливе Белого моря. Под Летним берегом (западный берег Двинского залива) действует постоянное течение, ветер образует разрывы между береговым ледовым припаем и дрейфующим льдом, благодаря чему эта территория доступна для навигации всю зиму. Раньше поморы, чтобы попасть в Никольское устье Северной Двины, зимой ходили на своих судах именно под Летним берегом. В восточной части Двинского залива ледовый припай к берегу не примерзает, и под действием ветров северо-восточной четверти на баре (валу, созданном вдоль берега на мелководье морскими наносами) образуются ледовые торосы. Но территория, на которой находился Михайло-Архангельский монастырь, занимала стратегически более выгодное положение. В те времена поселения по берегам Белого моря и в дельте Северной Двины подвергались нападениям норвежцев, Николо-Корельский монастырь и прилегающая к нему территория первыми попадали под их удар с моря. К Михайло-Архангельскому монастырю от моря вели только водные пути по рукавам Северной Двины, а перед самим монастырем они сходились. Тем самым передвижение по ним можно было легко контролировать.

http://geo.1september.ru/article.php?ID=200701604


Ну ,а как известно Николо-Корельский монастырь находится на территории  Севмаша в Северодвинске.Поэтому,возможно, что главным портом России на долгие годы мог стать вовсе не Архангельск, а Северодвинск (и назывался бы он, скорее всего, Никольск или Корельск)

Где Северовинск,где Архангельск ,а где Онега объяснять не буду... thank

продолжение следует...
« Последнее редактирование: 06 Сентябрь, 2016, 18:31:35 от лесоруб »
Чтобы собраться с мыслями, надо, чтобы их было не меньше двух
Пользователи, сказавшие спасибо: Harry

Оффлайн Артем-Белый

  • Одобренные
  • Наставник
  • *
  • Регистрация: 01 Марта 2015
  • Откуда: Соломбала
  • Сообщений: 1840
  • Лайков: 34
  • Поблагодарили: 700
  • Рейтинг: +11/-0
История Русского Севера - Поморья
« Ответ #13 : 06 Сентябрь, 2016, 18:37:19 »
лесоруб,
Про Холмогоры  не слышали наверно ???   https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8B

Оффлайн Драндулетт

  • Наставник
  • *******
  • Регистрация: 01 Марта 2015
  • Откуда: Архангельск Сульфат
  • Сообщений: 1954
  • Лайков: 22
  • Поблагодарили: 385
  • Рейтинг: +6/-1
  • Стоять, бояться, деньги не прятать!
История Русского Севера - Поморья
« Ответ #14 : 06 Сентябрь, 2016, 19:06:45 »
Артем-Белый,
В древности северяне вообще старались на островах селиться-так проще сохранить домашний скот от хищников в летний период... Читал где то, что изначально архангельское поселение( то, что позже стало Архангельском) было на Кегострове... Не знаю-правда нет...
Рыбалка-болезнь неизлечимая! При том, что она делает тело здоровее, ум светлее, душу чище, а жизнь длиннее и интереснее!
89210853о7о, ч9о235